Профицит повлиял на цены
Профицит повлиял на цены
Российские вагоностроители прогнозируют спрос на фитинговые платформы и хопперы в 2020 году. Оценки операторов совпадают с этим прогнозом. Компании связывают спрос на эти виды подвижного состава с увеличением объёмов грузов, перевозимых в контейнерах как внутри страны, так и на экспорт, а также с потенциалом экспорта зерна и удобрений.
Как сообщил «Гудку» исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семёнов, в настоящее время ситуация со списанием подвижного состава на российском рынке изменилась в лучшую сторону. Большинство операторов обновило свой парк.
«Списание подвижного состава с 2017 года значительно уменьшилось: за 10 месяцев 2019 года списано порядка 18 тыс. грузовых вагонов, а в целом ожидается 26 тыс. единиц. Как правило, это устаревший вагонный парк с истекшим сроком службы», – пояснил «Гудку» господин Семёнов. Из-за такой тенденции на российской сети появился избыток некоторых видов подвижного состава. Но вагоностроители прогнозируют в 2020 году спрос на определённые виды подвижного состава, исходя из оценок грузовой базы.
Как объяснил Евгений Семёнов, по прогнозу ОАО «РЖД», погрузка на сети в 2020 году увеличится на 1,8% к уровню 2019 года. В следующем году спрос с учётом списанных вагонов, по оценкам союза «Объединение вагоностроителей», на полувагоны снизится до 9 тыс., на цистерны – до 1,5–1,7 тыс.
«Прогнозируем удержание спроса на платформы и хопперы на уровне 8–10 тыс. Общий выпуск вагонов в 2020 году российскими предприятиями оцениваем в 35–36 тыс. В том числе надеемся на увеличение экспортных поставок, а это ещё около 4–5 тыс. грузовых вагонов. Сокращения грузовой базы подвижного состава не ожидается, в 2019 году выпуск вагонов будет на уровне 75,8 тыс. (+10,1 % к 2018 году)», – объясняет господин Семёнов.
«Рост грузовой базы будет зависеть от мировых цен на сырьё. Однако возможна дальнейшая переориентация грузопотоков угля на восток, что увеличит плечо перевозки и потребует дополнительного парка полувагонов», – говорит «Гудку» директор по маркетингу ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединённая вагонная компания» Нина Борисенко.
Как отмечается в сентябрьском исследовании Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), массовое списание полувагонов начнётся только с 2029 года, а в ближайшей перспективе на сети ожидается профицит такого типа подвижного состава. Ранее ИПЕМ уже оценивал производство платформ и хопперов в текущем году. По итогам шести месяцев 2019 года объём производства фитинговых платформ превысил 5 тыс. вагонов, в то время как за аналогичный период прошлого года их было произведено 3,9 тыс. На рост объёмов влияет значительное увеличение грузовой базы в контейнерах. «В первом полугодии во всех видах сообщения было перевезено 2,38 млн контейнеров ДФЭ, что на 14,7% выше аналогичного периода прошлого года. При этом отправки в контейнерах увеличиваются не первый год. В 2018 году рост составил +14,3%, в 2017 году +18,9%», – говорится в исследовании института.
Нина Борисенко считает, что наиболее перспективным вагоном с точки зрения спроса может стать фитинговая платформа, а также хоппер-минераловоз.
«Основа спроса – укрепление тренда на контейнеризацию перевозок. Во-первых, реализуется транзитный потенциал России. Во-вторых, новые фитинговые платформы необходимы для выполнения планов по экспорту зерна в контейнерах в страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь в Китай. Продолжается рост перевозок нефтехимических грузов в танк-контейнерах, а также стимулируется отрасль деревообработки, продукция которой также перевозится на фитинговых платформах и в крытых вагонах.
Оптимизм вызывает и отрасль минеральных удобрений. Крупнейшие производители удобрений увеличивают текущие производственные мощности, открывают новые заводы, что даёт основания предполагать, что устойчивый спрос на новые хопперы-минераловозы сохранится в среднесрочной перспективе», – сообщила «Гудку» Нина Борисенко.
Как ранее сообщал «Гудку» заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМа Александр Поликарпов, ставки на некоторые виды подвижного состава в 2019 году снизились из-за профицита подвижного состава на сети. Новое исследование о прогнозе стоимости аренды на подвижной состав на ближайшую перспективу 2020 года представители ИПЕМа на момент сдачи номера «Гудку» не предоставили. Однако аналитики операторской компании ABC-RAIL провели собственное исследование, где отражено снижение ставок на полувагоны и фитинговые платформы из-за профицита данного типа подвижного состава, а также сокращения грузовой базы. По прогнозу ABC-RAIL, в следующем году ожидается увеличение арендных ставок за счёт повышения спроса на эти вагоны.
Как отмечается в документе, снижение ставок по всем типам подвижного состава наблюдается начиная с сентября 2019 года. Так, например, уже в ноябре средняя цена аренды полувагона составляла 1600 руб. в сутки, что на 5,9% ниже уровня октября и в целом начала 2018 года. Ставка на фитинговые платформы в ноябре составила 1850 руб. в сутки, что на 5,3% меньше, чем в октябре. Согласно исследованию, средняя ставка суточной аренды хоппера-зерновоза сейчас составляет 2360 руб., что на 4,4% выше уровня октября и на 7% выше уровня начала года. Неизменной остаётся ставка на универсальные платформы и нефтеналивные цистерны. Так, стоимость аренды цистерн составляет 990 руб. в сутки, как и в начале 2019 года.
В исследовании ABC-RAIL сообщается, что единственным видом подвижного состава, на который по-прежнему растут арендные ставки, остаются хопперы – зерновозы и минераловозы.
Как сообщил «Гудку» генеральный директор ABC-RAIL Артур Нурмухамедов, на общее снижение ставок повлияли два фактора: избыток грузовых вагонов (и особенно полувагонов) на сети и общее сокращение грузовой базы.
«На сегодняшний день парк грузового подвижного состава в стране оценивается в 1 млн 165 тыс. единиц. О профиците подвижного состава не раз говорили представители ОАО «РЖД» и операторского сообщества. В этом году объём выпуска новых грузовых вагонов должен превысить 75 тыс. единиц, что станет рекордным показателем за всю историю российского вагоностроения. Однако производители признают, что уже в следующем году спрос на новый подвижной состав может сократиться до 40 тыс. единиц», – полагает господин Нурмухамедов.
По оценкам вагоностроителей, стоимость аренды будет зависеть от ситуации в промышленном секторе страны, а также от условий на мировых рынках сбыта отечественной продукции. Нина Борисенко рассказала, что в настоящий момент отмечается спад промышленного производства России.
«Это приводит к уменьшению грузовой базы и, соответственно, высвобождению от загрузки части парка вагонов. Так, в 2019 году появился профицит полувагонов, в то время как в прошлом году отмечался дефицит в этом сегменте. Изменение состояния парка полувагонов отразилось и на ставке аренды, которая снизилась с начала года на 20%», – сообщила «Гудку» госпожа Борисенко.
По прогнозам аналитиков ABC-RAIL, с учётом этих двух факторов (избыток вагонов на сети и снижение грузовой базы) ценовая ситуация на рынке аренды вагонов сохранится как минимум до конца года. Как отмечается в документе, ставки на полувагоны продолжат снижаться, а ставки на хопперы могут сохранить тенденцию к росту.
«Отчасти рост ставок на хопперы связан с планами экспорта зерна. По данным Минсельхоза, прогноз валового сбора в этом году составляет 120 млн тонн зерновых, что на 6% больше, чем в прошлом году. Экспортный потенциал, по оценкам министерства, составляет 45 млн тонн зерна, в том числе 36 млн тонн пшеницы. За счёт высокого урожая и хорошей мировой конъюнктуры на российское зерно спрос на перевозку продукции в хопперах остаётся стабильно высоким, что делает данный тип вагонов весьма привлекательным активом для операторов», – резюмировал Артур Нурмухамедов.